Мониторинг цен в смете и три прайса поставщиков
В Академию сметного дела ежедневно поступает более 100 вопросов.
На прошлой неделе мы получили такой запрос:
«Проектный Институт разрабатывает рабочую документацию по договору возмездного оказания услуг. Заказчик, ссылаясь на п. 4.25 МДС 81-35.2004 считает, что Институт должен определять стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на основании мониторинга цен. Заказчик требует прилагать прайс-листы или ТКП с данными о стоимости минимум 3-х возможных поставщиков, с включением в сметную документацию средней цены. Институт отказывается выполнять данные требования, ведь данная работа требует значительных дополнительных трудовых и временных затрат. Обоснован ли отказ Института исполнять требования Заказчика?»
А Вы задавались вопросом: на каком основании требуют представлять данные о стоимости материалов, оборудования от трех поставщиков? Какую стоимость включать в смету: среде арифметическое или минимальную величину?
Рекомендуем! Бесплатный вебинар "4 шага к профессии "Сметчик". Секреты финансового успеха в сметном деле для новичков и опытных. Принять участие >> |
Разберемся в письме ниже.
К нам, в крупнейшее профессиональное сообщество в России, поступает более полутысячи таких запросов в неделю. Ответить на каждый, к сожалению не успеваем, зато выносим наиболее актуальные на открытые мероприятия: вебинары, мастер-классы, интенсивы.
В эту среду в 10.00 мы продем интенсив на одну из фундаментальных тем “7 важных навыков, которые нужны каждому инженеру сметчику, для работы ресурсным методом. На эту тему нам задают много вопросов и мы все их детально рассмотрим на интенсиве.
За 2 часа мы разберем:
- навык определения стоимости оплаты труда рабочих;
- навык определения стоимости материальных ресурсов;
- навык расчета транспортных расходов;
- навык определения стоимости эксплуатации машин и механизмов;
- навык умения находить ответы на свои вопросы в методиках;
- навык определения стоимости накладных расходов и сметной прибыли;
- навык определения стоимости для организаций, работающих в разных системах налогообложения.
Возвращаемся к насущному вопросу.
В п. 4.25 МДС 81-35.2004 читаем:
«4.25. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций – производителей продукции.
В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.»
Именно на этот пункт методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ ссылаются эксперты, требуя у исполнителей предъявлять три прайс-листа или коммерческих предложения в обоснование сметной цены материалов и оборудования, отсутствующего в сметно-нормативной базе.
К сожалению, в данной формулировке нет четкого указания каким образом и чьими силами осуществляется мониторинг цен на материальные ресурсы.
С 2004 года, когда утвердили 35 МДС, было введено множество нормативных документов, внесены изменения в законы и кодексы.
Чтобы разобраться со всеми изменениями и отслеживать актуальность нормативов, сметчику, как никогда раньше, необходим навык работы с нормативными документами, понимание их иерархии и взаимосвязей.
Давайте развивать его вместе!
Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ введена статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» Градостроительного кодекса Российской Федерации. Здесь указано:
«5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов …
7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.»
В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 “О мониторинге цен строительных ресурсов”.
Совсем недавно, в мае 2019 года, в него были внесены изменения. Согласно новой редакции текста (постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 604) понятие мониторинга звучит так:
«мониторинг цен строительных ресурсов – сбор, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – строительство);»
В общих положениях к применению сборника «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве» указано:
« 7. При определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в настоящем сборнике ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов»
Согласно пункту 2.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 51/пр, при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта.
В постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 17.09.2018) “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию” указано:
Рекомендуем! Бесплатный вебинар "4 шага к профессии "Сметчик". Секреты финансового успеха в сметном деле для новичков и опытных. Принять участие >> |
30. …Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.
Кроме этого, подробно механизм проведения мониторинга цен на материальные ресурсы, а так же случаи, когда его проводить не нужно, описан в разделе 4 методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной приказом Минстроя № от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр.
Конечно, всегда необходимо помнить, что взаимоотношения Заказчика и Проектного института, Заказчика и Подрядчика регламентирует заключенный между ними договор и техническое задание. Именно там описываются все нюансы составления проектно-сметной документации, определения сметной стоимости работ и взаиморасчетов за выполненные работы.
Вот такая сложная взаимосвязь обоснованности, казалось бы, простого требования Заказчика прикладывать прайс-листы трех поставщиков при включении в смету материалов, отсутствующих в базе.
Если у Вас еще остались вопросы, обязательно приходите на интенсив и у Вас будет возможность получить на них ответы в прямом эфире!
Будем ждать Вас на интенсиве, при регистрации Вы сразу получите чек – лист на почту “Составление смет ресурсным методом”.
С уважением, Валиева Фирая и команда Академии сметного дела!
Заключение
Я всегда пытаюсь максимально автоматизировать свою работу в сметном деле и для этой цели разрабатываю шаблоны смет, выходные формы и макросы обработки данных для сметчиков. Данные продукты помогают допускать меньше ошибок в работе сметчика и сильно сокращают время на производство сметной документации.
В моем интернет-магазине на блоге есть целый раздел, посвященный выходным формам и макросам для облегчения жизни сметчиков. Данные разработки позволяют мне работать меньше, а зарабатывать больше. Если вы так же хотите оптимизировать свою работу, то советую вам присмотреться к моим разработкам в области выходных форм с макросами.
Кроме того, у меня есть много шаблонов и примеров смет, которые предназначены для быстрого составления смет на различные виды работ ресурсным способом (по ГЭСН в ФСНБ 2022). Работа по готовым шаблонам в разы ускоряет изготовление сметной документации, в большинстве случаем исключает проведение конъюнктурного анализа и позволяет даже новичку без опыта и глубоких познаний в сметном деле составлять грамотные сметы.
Так же я советую пройти свой курс по сметному делу, в котором я собрал все важнейшие рекомендации для настоящих и будущих сметчиков о нашей сметной профессии и бесплатный вебинар "4 шага к профессии "Сметчик", на котором я поделюсь свои опытом многолетней работы в сметном деле. Расскажу о том что нужно для старта в профессию "сметчик", расскажу о своих сметных доходах и расходах, опыте участия в сметных госзакупках и многом другом.
Много всего написали, но на вопрос так и не ответили. Согласно, вышеуказанных документов берется минимальная отпускная цена на сопоставимый (максимальный) объем поставки