Мониторинг цен. Законно ли требование заказчика приложить к смете прайсы 3-х поставщиков?!

Мониторинг цен в смете и три прайса поставщиков

В Академию сметного дела ежедневно поступает более 100 вопросов.

На прошлой неделе мы получили такой запрос:

«Проектный Институт разрабатывает рабочую документацию по договору возмездного оказания услуг. Заказчик, ссылаясь на п. 4.25 МДС 81-35.2004 считает, что Институт должен определять стоимость материалов и оборудования, отсутствующих в сметно-нормативной базе, на основании мониторинга цен. Заказчик требует прилагать прайс-листы или ТКП с данными о стоимости минимум 3-х возможных поставщиков, с включением в сметную документацию средней цены. Институт отказывается выполнять данные требования, ведь данная работа требует значительных дополнительных трудовых и временных затрат.  Обоснован ли отказ Института исполнять требования Заказчика?»

Мониторинг цен. Законно ли требование приложить прайсы 3-х поставщиков?!

А Вы задавались вопросом:  на каком основании требуют представлять данные  о стоимости материалов, оборудования от трех поставщиков? Какую стоимость включать в смету: среде арифметическое или минимальную величину?

Разберемся в письме ниже.

К нам, в крупнейшее профессиональное сообщество в России, поступает более полутысячи таких запросов в неделю.  Ответить на каждый, к сожалению не успеваем, зато выносим наиболее актуальные на открытые мероприятия: вебинары, мастер-классы, интенсивы.

В эту среду в 10.00 мы продем интенсив на одну из фундаментальных тем “7 важных навыков, которые нужны каждому инженеру сметчику, для работы ресурсным методом. На эту тему нам задают много вопросов и мы все их детально рассмотрим на интенсиве.

Присоединиться к интенсиву >>

За 2 часа мы разберем:

  1. навык определения стоимости оплаты труда рабочих;
  2. навык определения стоимости материальных ресурсов;
  3. навык расчета транспортных расходов;
  4. навык определения стоимости эксплуатации машин и механизмов;
  5. навык умения находить ответы на свои вопросы в методиках;
  6. навык определения стоимости накладных расходов и сметной прибыли;
  7. навык определения стоимости  для организаций, работающих в разных системах налогообложения.

Возвращаемся к насущному вопросу.

В п. 4.25 МДС 81-35.2004 читаем:

«4.25. Определение текущих цен на материальные ресурсы по конкретной стройке осуществляется на основе исходных данных, получаемых от подрядной организации, а также поставщиков и организаций — производителей продукции.

В целях анализа представляемых исходных данных и выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен на материальные ресурсы.»

Мониторинг цен. Законно ли требование приложить прайсы 3-х поставщиков?!

Именно на этот пункт методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ ссылаются эксперты, требуя у исполнителей предъявлять три прайс-листа или коммерческих предложения в обоснование сметной цены материалов и оборудования, отсутствующего в сметно-нормативной базе.

К сожалению, в данной формулировке нет четкого указания каким образом и чьими силами осуществляется мониторинг цен на материальные ресурсы.

С 2004 года, когда утвердили 35 МДС, было введено множество нормативных документов, внесены изменения в законы и кодексы.

Чтобы разобраться со всеми изменениями и отслеживать актуальность нормативов,  сметчику, как никогда раньше, необходим навык работы с нормативными документами, понимание их иерархии и взаимосвязей.

Давайте развивать его вместе!

Федеральным законом от 03.07.2016 N 369-ФЗ введена  статья 8.3. «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности» Градостроительного кодекса Российской Федерации. Здесь указано:

«5. Сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, по результатам мониторинга цен строительных ресурсов …

7. Порядок мониторинга цен строительных ресурсов, включая виды информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, порядок ее предоставления, а также порядок определения лиц, обязанных предоставлять указанную информацию, устанавливается Правительством Российской Федерации.»

Мониторинг цен. Законно ли требование приложить прайсы 3-х поставщиков?!

В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1452 «О мониторинге цен строительных ресурсов».

Совсем недавно, в мае 2019 года, в него были внесены изменения. Согласно новой редакции текста (постановление Правительства РФ от 15.05.2019 N 604) понятие мониторинга звучит так:

«мониторинг цен строительных ресурсов — сбор, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов и определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — строительство);»

В общих положениях к применению сборника  «Федеральные сметные цены на материалы, изделия, конструкции и оборудование, применяемые в строительстве» указано:

« 7. При определении сметной стоимости материалов, изделий, конструкций и оборудования, наименование которых отсутствует в настоящем сборнике ФССЦ-2001, необходимо руководствоваться положениями методических документов, внесенных в Федеральный реестр сметных нормативов»

Согласно пункту 2.18 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 № 51/пр, при составлении смет учитываются конкретные материальные ресурсы на основании данных проекта.

В постановлении Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 17.09.2018) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» указано:

30. …Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, составляется с применением утвержденных сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов.

постановление 16.02.2008 N 87 (ред. от 17.09.2018) О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию

Кроме этого, подробно механизм проведения мониторинга цен на материальные ресурсы, а так же случаи, когда его проводить не нужно, описан в  разделе 4 методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции, оборудование и цен услуг на перевозку грузов для строительства, утвержденной приказом Минстроя № от 20 декабря 2016 г. № 1001/пр.

Конечно, всегда  необходимо помнить, что взаимоотношения Заказчика и Проектного института, Заказчика и Подрядчика  регламентирует заключенный между ними договор и техническое задание. Именно там описываются все нюансы составления проектно-сметной документации, определения сметной стоимости  работ и взаиморасчетов за выполненные работы.

Вот такая сложная взаимосвязь обоснованности, казалось бы,  простого требования Заказчика прикладывать прайс-листы трех поставщиков при включении в смету материалов, отсутствующих в базе.

Если у Вас еще остались вопросы, обязательно приходите на интенсив и у Вас будет возможность получить на них ответы в прямом эфире!

Будем ждать Вас на интенсиве, при регистрации Вы сразу получите чек — лист на почту “Составление смет ресурсным методом”.

чек лист сметчика

Забрать чек-лист >> 

С уважением, Валиева Фирая и команда Академии сметного дела!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *